?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рейвен Кальдера

Книжек Рейвена Кальдеры о новом политеизме не читала и не собираюсь, но этот текст не отпускает уже пару недель.

[..] В большинстве случаев ученый просто выкладывал какую-то символическую сумму денег и говорил шаману что-нибудь вроде: «Ну так расскажи мне об этих своих так называемых духах», — в ответ на что шаман свирепел, принимался трясти своей погремушкой и хорошо еще, если не начинал швыряться навозом, чтобы ученый поживее убрался и оставил его в покое. Естественно, после этого ученый шел и расписывал в красках, какой истеричный психопат этот ведун и как, должно быть, легковерны и суеверны его соплеменники, если полагаются на слова такого отъявленного придурка.

Что подразумевает — хотя и не произносит вслух — ученый, задавая этот свой вопрос? «На самом деле я хочу посмотреть, как ты попытаешься убедить меня. Попробуй-ка прошибить броню моего неверия! Я хочу, чтобы ты отнесся ко мне и к моему скептическому мировоззрению по-настоящему серьезно — так, чтобы ты из кожи вон полез, лишь бы меня убедить. А я полюбуюсь, как все твои слова будут отскакивать от меня, как горох от стенки, и лишний раз порадуюсь, что я — разумный и образованный человек, не подверженный твоим суевериям. Может быть, какая-то потаенная частичка моей души отчаянно жаждет, чтобы ты все-таки меня убедил; но этого я допустить не могу, потому что тогда моя картина мира рухнет и мне придется переосмыслить всю свою жизнь. Так что лучше уж я удовольствуюсь чувством собственной значимости, которое ты укрепишь во мне своими напрасными попытками, и чувством превосходства над тобой как над существом, по сравнению со мной неразумным» [..]

Одна из проблем здесь — в том, что изучение традиционных духовных практик на том или ином этапе неизбежно переходит из области антропологии в область религии, а за религию люди рвут друг другу глотки уже не одно тысячелетие. Ученый-антрополог готов на все, лишь бы не вляпаться в религиозный дискурс. Возможно, у него есть своя религия, картина мира которой отличается от духовидческой, и он не хочет, чтобы кто-то попытался оспорить ее истинность. Или же он вообще не религиозен и желает оставаться таковым во что бы то ни стало.

остальное здесь

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
zveriozha
Aug. 14th, 2015 08:13 pm (UTC)
Думаю, что хороший ученый должен прожить какое-то время вместе с племенем, вовсе не пытаясь вставать в позу "ну-ка расскажи мне". А должен жить с этими людьми, изучать, записывать, интересоваться.. Но сугубо в роли ученика и одновременно наблюдателя. А во что он сам верит, вообще не имеет значения.

Ибо его личная картина мира будет давать сильные наводки, и хороший ученый это знает. Поэтому ему нужно просто стать зеркалом.
treasure2011
Aug. 15th, 2015 06:40 am (UTC)
Это только фрагмент статьи. Там еще есть:

Чтобы понять шаманское мировоззрение, нужно подойти к нему достаточно близко, а это значит — приблизиться вплотную к шаманским представлениям о Тайне, о нуминозном, о Том, что Больше, Чем Ты, и (самое страшное) может начать вмешиваться в твою жизнь, если ты его Заметишь или оно само Заметит тебя. Вот такой парадокс: подойдя достаточно близко, чтобы понять, ты начинаешь Верить, а как только ты начинаешь Верить, твою объективность и научную репутацию тотчас же ставят под сомнение. Отголоски этого парадокса мы находим в немногочисленных работах тех исследователей, которые все же перешли черту и нашли в себе мужество написать об этом. Один из примеров — отчет полевого антрополога Эдит Тернер, которая изучала духовидцев народности ндембу в Замбии. .

И т.д.

Наверное, этот страх перед опасностью разрушения личной картины мира меня и беспокоит. Потому что Кальдера рационально и убедительно (для меня, рационалиста) говорит о реальности того, что я не хочу признавать реальностью.
zveriozha
Aug. 15th, 2015 07:05 am (UTC)
В данном случае я вижу какие-то бездоказательные утверждения. Если у автора есть статистика - какое количество антропологов и ученых религиеведов начинают верить в объект исследования, то я бы с ней познакомился.

В противном случае - это называется индукция. То есть попытка навязать собственную картину мира без каких-либо доказательств. Особенно радуют все эти слова с заглавных букв, выражения "больше чем ты", "тайна" и прочее. Очень типичный стиль индуктивного воздействия.

Что касается шаманов, то они очень активно используют психоактивные вещества и различные трансовые техники. Сейчас это даже стало бизнесом - организуют спец. туры за хорошие деньги. Где европейцев накачивают аяхуяской или пейотом, а они потом рассказывают про "невидимые миры " и "духов"... :)
treasure2011
Aug. 15th, 2015 08:04 am (UTC)
.. психоактивные вещества и различные трансовые техники.

Кстати, да. Это снимает у рационалиста-меня многие вопросы.
zveriozha
Aug. 15th, 2015 08:07 am (UTC)
Я под каллипсолом (наркоз давали) видел очень серьезные видения.
treasure2011
Aug. 15th, 2015 01:57 pm (UTC)
Хотелось бы попробовать ) Мне ничего сильнее промедола не давали, с ним просто веселишься и никаких видений.
heilnull
Aug. 15th, 2015 05:06 pm (UTC)
Простые Слова с Больших таких Букв сразу заставляют насторожиться.
zveriozha
Aug. 15th, 2015 05:09 pm (UTC)
Большие буквы обычно заменяют аргументы и цифры..)
treasure2011
Aug. 15th, 2015 05:33 pm (UTC)
Меня они тоже смутили, но я не стала на них циклиться. Может, и переводчица порезвилась. Но статья в целом - не коэльовщина и не кастанедство.
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

treasure2011
Елена Михайленко

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner