?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я все не могу успокоиться. До меня медленно начинает доходить то, что до многих давно дошло и от чего особенно тошно и страшно. А именно: то, что происходит в мозгах русских (немецких, турецких и пр.) националистов — не результат оболваненности, ошибочного выбора из-за доверчивости и восприимчивости к пропаганде. Это вообще не результат выбора, а прущее изнутри животное, утробное чувство, а значит, истинное в их глазах: нутро же не обманешь. Поэтому — вот же в чем кошмар — ничего с ним не сделаешь. Не переубедишь никакими доводами, даже если ткнешь носом в дословные совпадения с логикой и риторикой нацизма. Тебе скажут, что немцы это совсем другое дело, они же были фашисты, а у нас за русских душа болит и мы в своем праве (смотри трогательный стишок с флажка на вчерашнем фото).

Так вот, по поводу русского националистического дискурса, общего поля понятий и ценностей, на котором находят друг друга братья по разуму. Для людей типа моей коллеги из вчерашнего поста само собой разумеется, что с русскими обошлись (кто? да неважно, подставляй любого) и обходятся несправедливо, и что пока кроткий русский народ терпит (угрожающим тоном), но скоро терпению конец. До сих пор дурею от прочитанного в сети после сбитого голландского боинга. А эти гейропейцы с самолета, вопрошает некое патриотическое существо, жалели русский народ? Нет, не жалели. Ну так туда им и дорога. В общем, "мышление устриц это какой-то мрак" (с).

Это было у Лотмана где-то. Вор вообще понимает, что воровать нехорошо. И чтобы сохранить гармонию со своим нутром, создает себе картину мира, в которой он — жертва. Идеальный индикатор — шансон, сентиментальный и слезливый. Лирический герой блатняка — сиротинушка, выросший без мамы, всеми брошенный и преданный. Мир несправедливо с ним обошелся, и теперь он имеет полное право мстить миру. Вуаля, индульгенция в кармане.

Умозрительно все это вроде ясно. Тот же механизм начал работать в Германии после поражения в Первой мировой, и Адольф Алоизич просто возглавил и озвучил то, что бродило в коллективном бессознательном и без него. Эта огромная энергия прорвалась бы наружу в любом случае. После Второй мировой средний верноподданный бюргер отмазывался тем, что его обманули и совратили (угу, жертва — см.выше). Может, он и сам в это поверил, но только потом, после всего. А в тридцатые он нутром чуял (нутро, как мы помним, не обманешь), что кроткий немецкий народ долго терпел и пора Германии встать с колен.

И вот оно повторяется прямо на глазах, с людьми, которых я знаю много лет. Они в здравом рассудке, имеют образование и знают историю двадцатого века, но связи не видят. Это и есть зомби апокалипсис, а не те детские страшилки, что снимают в Голливуде.

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
zveriozha
May. 21st, 2017 02:39 pm (UTC)
Интеллект и образованность совершенно не гарантируют устойчивости к зомбированию. А порой даже наоборот - ускоряют процесс.

Да, наблюдать это мрачно.
treasure2011
May. 21st, 2017 03:27 pm (UTC)
"Зомбирование" - само слово подразумевает внешнее воздействие и отвлекает от сути. Это они потом (если выживут) будут говорить, что их зомбировали. Тут скорее оносороживание имени Ионеско.

А интеллект и образованность — противно, но действительно не защищают. Еще и помогают теоретический базис под рефлекторные позывы подвести.
zveriozha
May. 21st, 2017 03:36 pm (UTC)
Но воздействие все же имеет место. Конечно, оно находит места, которые охотно на него отзываются.
treasure2011
May. 21st, 2017 03:46 pm (UTC)
Конечно, имеет. Тут спрос и предложение навстречу друг другу идут.
anna_bpguide
May. 21st, 2017 04:53 pm (UTC)
Я в связи с этим с удивлением смотрю на расширительное использование местоимения "мы". "Мы Гитлера победили", "мы мир от фашизма спасли", "мы ввели танки в Будапешт". Не знаю, Наполеона - тоже "мы"?
И, естественно, "мы" - хорошие, "они" (кто бы ни были, просто не "мы") - плохие.
По-моему, это нехорошая тенденция.
treasure2011
May. 21st, 2017 05:39 pm (UTC)
Нам, конечно, возразят, что в народе проснулась историческая память, но гораздо больше это похоже на пробуждение первобытного мифологического разделения мира на "свое" и "чужое" именно с этими коннотациями "хорошего" и "плохого". Этого джинна лучше бы не выпускать на волю, но его прямо-таки выманивают.
anna_bpguide
May. 21st, 2017 05:45 pm (UTC)
Очень избирательная память и очень дихотомичная.
"Мы плохие" встречается тоже не редко, но деление мира пополам, на две части, две силы - кажется, становится базовой аксиомой.
treasure2011
May. 21st, 2017 05:59 pm (UTC)
Любое "мы плохие" в последнее время приравнивается к заведомой клевете на "нас". После перестройки, когда каялись за сталинизм, маятник качнулся в противоположную сторону, что мы сейчас и видим ("сколько можно себя принижать, встанем с колен"). И по логике должен снова качнуться обратно.
anna_bpguide
May. 21st, 2017 06:01 pm (UTC)
Нет, я регулярно слышу "мы всюду разрушение несем" (а что поделаешь, я же людям про историю Венгрии рассказываю))) или "вот ведь люди умеют жить в радость, а мы...".
Это не официальная позиция, но она тоже есть.
Меня смущает, что хоть так, хоть этак - деление надвое.
treasure2011
May. 21st, 2017 06:14 pm (UTC)
А, ну да, это есть, замечаю за собой. С какой-то общностью себя все время ассоциируешь: либо ею гордишься, либо ее стыдишься. Мне не с чем сравнивать: то ли это наследие нашей пресловутой общинности, то ли общечеловеческое свойство. Не знаю, как с этим, например, у европейцев.
anna_bpguide
May. 21st, 2017 06:22 pm (UTC)
Мне кажется, отсюда глядя, люди быстрее понимают, что не "мы и они", а "мы, они, вон те они, еще другие они, и еще третьи...". От нервозности это не спасает, но всё же к истине - ближе.
treasure2011
May. 21st, 2017 06:37 pm (UTC)
Да, ближе, если вокруг жизнь спокойнее. Но здесь сейчас после Крыма черно-белая картинка, и люди разделены очень резко. Трудно сохранить мудрый покой, у меня не получается :)
heilnull
May. 21st, 2017 06:18 pm (UTC)
Вот зачем такие вещи на ночь глядя писать, а? Я уже третий год говорю - ситуация с пустыми листовками. Все и так понятно.
treasure2011
May. 21st, 2017 06:29 pm (UTC)
Говорю же, успокоиться не могу )) А так на броневичке постояла и вроде отпустило.
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

treasure2011
Елена Михайленко

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner