Елена Михайленко (treasure2011) wrote,
Елена Михайленко
treasure2011

Categories:

Дело было вечером

Меня тут второкурсники спросили после вводной лекции по романтизму: а что, романтики с их максимализмом, вечной фрустрацией и любовью к красивым жестам сами не осознавали своей духовной незрелости, подросткового комплекса? Образованные же вроде люди были, хоть и молодые. Сошлись на том, что, находясь внутри ситуации, невозможно объективно оценить ее, а подняться над своей эпохой (как и над своим возрастом) весьма затруднительно. И надо же мне было наткнуться чуть ли не в тот же день на "Дамское счастье" Золя.. А там:

Мысль сделаться его любовницей внушала ей ужас, тот безумный ужас, который охватывает женщину при приближении самца.

Обожемой. Вот от кого не ожидала. Повеяло Заратустрой (угу, женщина и плетка), Стринбергом с его антидамскими истериками, стадами фам фаталей из belle epoque. И ведь в отличие от романтиков вполне себе взрослые камрады. Но эти субтильные интеллектуалы с тросточками и аффектированные эмансипе, кажется, всерьез видели себя рычащими тарзанами, из которых брутальность так и прет, и демоническими женщинами. Вот где игры! Культура в отличие от человека, взрослеющего один раз и необратимо, может ходить кругами — от детства к зрелости и обратно. XIX век в этом смысле образцовый: после экзальтированной романтической юности он посмеялся над собой устами взрослых — Гофмана, Стендаля, Флобера, но к своему окончанию снова вернулся к демонстративным подростковым играм декаданса, как будто забыв, насколько смешна любая аффектация. Сплошное ИМХО, само собой.
Tags: ИМХО, занимательная культурология, занимательная филология, работа, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments