?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Туринская лошадь"

Полночи провела вчера в этом жутковатом монохромном мире. Под утро, к концу фильма, чувство реальности пропало напрочь, и хорошо, что можно было просто лечь спать. Сегодня зачем-то почитала рецензии, и писать вроде перехотелось. Множить слова, которых и так уже много — про Ницше, библейские аллюзии и апокалипсис. Но кино не отпускает и продолжает стоять перед глазами.

Впервые увидела и всей шкурой почувствовала (Бела Тарр заставил), как это — жить через силу, с огромным напряжением (впрочем, иногда по инерции) и без малейшего проблеска смысла или хотя бы радости, а потому неизвестно зачем. Когда читаешь у тех же экзистенциалистов о бессмысленности бытия, Сизифе и пр., слова остаются словами. Это просто умственные игры, в которые можно играть, а можно и бросить, если надоело. Поиграть во что-нибудь другое. Как Сартр, который, устав от тошноты, увлекся левыми идеями. Речь не о том, всерьез он играл или нет, а о том, что он мог выбрать, чем заняться, не покидая комфортабельного освещенного участка мира.

В "Туринской лошади" кошмар существования дан в ощущениях, от него некуда деться, потому что он не в голове человека, а вокруг. В том-то и дело, что от него в принципе невозможно дистанцироваться, выйти за его пределы. И если в фильме все-таки визуализирована идея, то огромное количество людей — уже не в кино — проводят в этом кошмаре весь отпущенный им срок, не зная других способов жить, не умея осмыслить своего положения. Просто тянут лямку, пока есть силы, так и не поняв, зачем вообще все было нужно. Хрестоматийное "..моя жизнь на обтирку пошла" (с).

Фильм взрывает мозг, сталкивая эти две реальности: не фигуральный, а материализованный ужас существования, в котором тянут свою лямку герои, с картиной коллапса культуры и ее ценностей, возникшей в голове рафинированного интеллектуала. Эти реальности вроде бы не пересекаются («Что за бредни», — говорит хозяин гостю после его ницшеанской тирады), хотя из обеих выпал смысл и потому свести человека с ума способны обе. Бела Тарр заставил их пересечься (а иначе зачем тут та самая лошадь). А вот что с этим делать, я не знаю.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
lookaround
Jun. 16th, 2013 07:33 pm (UTC)
Экзистенциальные вопросы - конечность, одиночество, свобода, абсурд и несовершенство - не разрешимы человеком в принципе. Но их появление в фокусе внимания означает подавление каких-то более земных потребностей. Потому как если желания реализуются, наступает радость и тут не до экзистенциальной тревоги.
treasure2011
Jun. 17th, 2013 10:58 am (UTC)
<Потому как если желания реализуются, наступает радость и тут не до экзистенциальной тревоги.

Ну конечно)) Как раз у извозчика из фильма никакой экзистенциальной тревоги нет - ему других тревог хватает. Лошадь заболела, из конюшни выходить отказывается, вода в колодце кончилась. Экзистенциальная приходит, когда земные потребности не беспокоят и можно позволить себе тревожиться по поводу конечных вопросов.
lookaround
Jun. 17th, 2013 11:08 am (UTC)
я бы сказал, что чаще бывает не "когда земные потребности не беспокоят", а когда человек перестаёт о них заботиться.
treasure2011
Jun. 17th, 2013 11:47 am (UTC)
Ну да, европейские интеллектуалы (те же Ницше с Сартром) не заботились об элементарном. Оно у них и так было, и даже сверх того - была налаженная комфортная жизнь. А если извозчик с дочерью в этой своей степи перестанут заботиться о ежедневном насущном, они просто умрут. По-настоящему, а не фигурально.

lookaround
Jun. 17th, 2013 11:58 am (UTC)
Не, Вы всё почему-то к быту сводите. А я говорю скорее о внутренних потребностях - в комфорте, в тепле, в соучастии, в радости и т.п.
treasure2011
Jun. 17th, 2013 12:21 pm (UTC)
Как почему? Я же о вполне определенном фильме пишу, а не вообще рассуждаю. Он потому и цапанул, что столкнул две разновидности ужаса существования, и заставил думать, какая из них страшнее.
lookaround
Jun. 17th, 2013 06:02 pm (UTC)
сегодня прочёл: "страшнее насильственной смерти - насильственная жизнь"
treasure2011
Jun. 17th, 2013 06:20 pm (UTC)
Это точно. Вот такая в фильме и показана.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

treasure2011
Елена Михайленко

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner