Елена Михайленко (treasure2011) wrote,
Елена Михайленко
treasure2011

"Туринская лошадь"

Полночи провела вчера в этом жутковатом монохромном мире. Под утро, к концу фильма, чувство реальности пропало напрочь, и хорошо, что можно было просто лечь спать. Сегодня зачем-то почитала рецензии, и писать вроде перехотелось. Множить слова, которых и так уже много — про Ницше, библейские аллюзии и апокалипсис. Но кино не отпускает и продолжает стоять перед глазами.

Впервые увидела и всей шкурой почувствовала (Бела Тарр заставил), как это — жить через силу, с огромным напряжением (впрочем, иногда по инерции) и без малейшего проблеска смысла или хотя бы радости, а потому неизвестно зачем. Когда читаешь у тех же экзистенциалистов о бессмысленности бытия, Сизифе и пр., слова остаются словами. Это просто умственные игры, в которые можно играть, а можно и бросить, если надоело. Поиграть во что-нибудь другое. Как Сартр, который, устав от тошноты, увлекся левыми идеями. Речь не о том, всерьез он играл или нет, а о том, что он мог выбрать, чем заняться, не покидая комфортабельного освещенного участка мира.

В "Туринской лошади" кошмар существования дан в ощущениях, от него некуда деться, потому что он не в голове человека, а вокруг. В том-то и дело, что от него в принципе невозможно дистанцироваться, выйти за его пределы. И если в фильме все-таки визуализирована идея, то огромное количество людей — уже не в кино — проводят в этом кошмаре весь отпущенный им срок, не зная других способов жить, не умея осмыслить своего положения. Просто тянут лямку, пока есть силы, так и не поняв, зачем вообще все было нужно. Хрестоматийное "..моя жизнь на обтирку пошла" (с).

Фильм взрывает мозг, сталкивая эти две реальности: не фигуральный, а материализованный ужас существования, в котором тянут свою лямку герои, с картиной коллапса культуры и ее ценностей, возникшей в голове рафинированного интеллектуала. Эти реальности вроде бы не пересекаются («Что за бредни», — говорит хозяин гостю после его ницшеанской тирады), хотя из обеих выпал смысл и потому свести человека с ума способны обе. Бела Тарр заставил их пересечься (а иначе зачем тут та самая лошадь). А вот что с этим делать, я не знаю.
Tags: ИМХО, кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments