?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По следам прочитанного наваяла мини-статейку для конференции. По сравнению с рецензией это совсем другой жанр, в котором не может быть места личным оценкам. Разложить для себя текст по полочкам — полезное упражнение, если хочется ясности по поводу туманного предмета. Букв много, так что убираю под кат.


Роман молодого американского прозаика Джонатана Сафрана Фоера «Полная иллюминация» (2002, рус. перевод 2006) можно с полным основанием считать метароманом. Этот тип романа отличает, прежде всего, демонстративная обнаженность структуры, когда текст создается на глазах читателя и комментирует сам себя, так что читатель вовлекается в заведомо условное пространство литературной игры. Метароман с его текстовой рефлексией является закономерным результатом литературных экспериментов ХХ века, однако, существует как минимум один яркий прецедент в классической европейской традиции.

Элементы метаромана обнаруживаются во втором томе «Дон Кихота». Как известно, странствующий рыцарь предстает там в качестве «завершенного» персонажа романа, сошедшего в «незавершенную» жизнь со страниц уже написанной и известной каждому испанцу книги. Дон Кихот, будто раздваиваясь, комментирует свои похождения из подложного второго тома, изобличает в дурном вкусе и лжи его автора, Авельянеду, и идентифицирует себя с Дон Кихотом из первого тома. Этот удивительный образец литературной игры, в которой персонаж критикует автора и рассматривает свое «книжное» бытие с позиций «реальной жизни», в течение веков оставался единственным в своем роде опытом. Однако эстетические искания рубежа ХХ-XXI веков привели к всестороннему исследованию возможностей литературной игры, и принципы метаромана как игровой литературной модели были зафиксированы и «легитимизированы».

С первых же страниц «Полной иллюминации» литературная игра заявляет о себе самым смелым образом. Рассказчик, юный украинец Алекс Перчов, представляясь читателям, сообщает: «Я был произведен на свет в 1977, в один год с героем этой истории», которым оказывается не кто иной, как.. Джонатан Сафран Фоер (речь, конечно, не о реальном Фоере-писателе, а о его романном alter-ego). Метароман Фоера обладает сложной структурой, включающей три уровня. Алекс и Джонатан предстают одновременно и героями, и авторами романа, который они пишут совместно и главами которого обмениваются (два уровня), третий представлен письмами Алекса Джонатану, содержащими комментарии к обоим повествованиям. Главы Алекса содержат отчет о недавнем совместном путешествии по Украине: Алекс и его дед в качестве гида и водителя семейной турфирмы сопровождали американского еврея Джонатана в поездке по исторической родине в поисках женщины, когда-то спасшей от нацистов дедушку Джонатана. В главах Джонатана воспроизводится в мифологизированной и карнавализованной форме (отсылающей к хрестоматийным романам Маркеса и Павича) история его реальных предков с конца XVIII века до холокоста.

Скрепляющие всю конструкцию метаромана письма Алекса Джонатану не просто комментируют истории, рассказанные в двух романных линиях, но содержат всестороннюю рефлексию по поводу личностей авторов-героев, их общего творческого процесса и писательства как такового. Из писем Алекса становится ясно, что, отправляя написанные им главы Джонатану, он получает в ответ замечания и дорабатывает свою часть текста. В свою очередь, читая присланные ему главы Джонатана, Алекс также высказывается по их поводу, и зачастую критически. Можно заметить, что взаимные замечания сводятся к просьбам избавить рассказы от «нефотогеничных» подробностей. Если учесть, что для обоих корреспондентов предмет их историй заведомо не является вымыслом, их стремление «скорректировать» жизненную правду выглядит двояко: то ли как проявление присущей человеку потребности устранять то, что нарушает душевный комфорт, то ли как своеволие вошедшего во вкус демиурга, упивающегося своей абсолютной властью над творением.

Так прямо на наших глазах возводится замысловатое сооружение — метаповествование, подлинный творец которого, Джонатан Сафран Фоер, с лукавой улыбкой манипулирует своими «соавторами»-героями и вовлекает в свою игру читателей.

Profile

treasure2011
Елена Михайленко

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner